Содержание
Пельмени перед продажей должны пройти оценку. Процедура проводится в форме декларирования, чтобы подтвердить безопасность продукта для покупателя. Данное правило установлено в ТР ТС 021/2011. КоАП РФ предусматривает ответственность субъектов предпринимательства за отсутствие декларации.
Также изготовители должны обеспечить соответствующие производственные условия, необходимые для выпуска качественных продуктов питания. Анализ производственного состояния и внедрение принципов ХАССП на предприятии – это обязательные процедуры, предусмотренные законодательством ЕАЭС, а именно ТРТС 021/2011. Также сертификацию производства пельменей можно провести добровольно, чтобы повысить конкурентоспособность продукции и доверие к ней со стороны потребителя.
Рассмотрим подробнее перечень обязательных процедур, которые должны провести изготовители перед выпуском полуфабрикатов в реализацию.
Особенности декларирования пельменей
На полуфабрикаты и прочие аналогичные продовольственные товары необходимо зарегистрировать декларацию. Госрегистрация в Роспотребнадзоре предусмотрена для изделий, которые заявлены как детское питание и специализированные продукты.
Декларирование проводится по ТР ТС:
- 021/2011 – распространяется на всю пищевую продукцию;
- 029/2012 – действует в отношении вспомогательных пищевых добавок, используемых при изготовлении продовольственных изделий;
- 022/2011 – регулирует порядок маркировки продовольствия.
Кроме этих основных регламентов, применяются и другие акты, например ТР ТС 034/2013, если начинка изготовлена из мяса (кроме птицы), или ТР ЕАЭС 040/2016 – если полуфабрикаты изготовлены из рыбы и пр.
Процесс декларирования включает подготовку доказательственной базы, что содержит действующие на производстве ГОСТы (ТУ), протоколы лабораторных исследований и прочие материалы. В лаборатории проверяются:
- показатели органолептики и микробиологии;
- содержание токсичных веществ;
- иные показатели.
Основанием для регистрации разрешительного документа в базе данных Росаккредитации служат положительные протоколы испытаний. Процедура проводится из личного кабинета заявителя на сайте Росаккредитации с помощью электронной подписи.
Маркировка продукции
Правила обязательной маркировки всех видов продовольствия указаны в ТР ТС 022/2011. Разработка этикеток – неотъемлемый этап в цепи создания продуктов питания. Упаковка / этикетка изделия должна включать в себя:
- данные о производителе;
- название продукта;
- сведения о составе полуфабриката;
- калорийность продукта;
- сроки / условия хранения;
- знак ЕАС (подтверждает, что продукт задекларирован);
- штрих-код;
- иные сведения.
Получать и регистрировать штриховые коды на товары в России необязательно. Но есть ситуации, в которых без штрих-кода не обойтись, например, при размещении на реализацию в крупные магазины и торговые точки с автоматизированным учетом. Инициируя штрихкодирование можно упростить товарооборот и учет продукции на складе.
Добровольная оценка качества продукции
После декларирования производитель вправе инициировать оформление добровольного сертификата, который дает возможность:
- доказать соответствие ТУ или государственным стандартам (например, ГОСТ 33394-15);
- выделить исключительные свойства продукта, его качество;
- участвовать в госзакупках;
- наладить сотрудничество с крупными торговыми сетями;
- укрепить имидж и доверие покупателей к продукции.
Разработать техусловия (ТУ) необходимо, если производитель изготавливает полуфабрикаты не по стандарту (например, технология производства не соответствует установленной в профильном ГОСТе). В данном случае нормы безопасности, методики исследований и иные требования содержатся в ТУ.
Изготовитель может провести дополнительные исследования с целью подтверждения отсутствия ГМО в составе полуфабрикатов. Без сертификата «Без ГМО» предприниматели не имеют право указывать данную информацию на упаковке.
Особенности сертификации производства
Сертификат на производство пельменей оформляется по желанию изготовителя. Не стоит забывать о требовании основного пищевого техрегламента (ТР ТС 021/2011) в отношении производственного процесса, которое заключается в разработке и интеграции системы менеджмента на базе принципов ХАССП, которая направлена:
- на своевременное выявление рисков и опасных факторов, ухудшающих качественные показатели продовольствия;
- сокращение нецелевых затрат;
- обеспечение бесперебойного выпуска полуфабрикатов надлежащего качества.
После внедрения такой модели управления безопасностью продукции инициируют ее независимую проверку в соответствии со стандартом ИСО 22000 (ХАССП).
Порядок сертификации производственных процессов
Для реализации оценочной процедуры создается рабочая комиссия. Аудит предприятия включает следующие действия:
- проверка внутренних документов компании на соответствие требованиям ХАССП;
- оценка соответствия качества сырья, готовой продукции, а также условий хранения, перевозки;
- проверка оснащения пищеблоков оборудованием, необходимым инвентарем;
- наличие квалификации у персонала, мед. книжек и др.
Результаты аудита фиксируются в актах, на основании которых выдается сертификат ИСО.
Узнать детали оценочных мероприятий можно у экспертов центра сертификации «Оптиматест» в СПб. Наши консультации бесплатные, обращайтесь по телефону или заполните онлайн-заявку.
Сертификация производства проводится только добровольно, после декларирования пельменей и внедрения принципов стандарта ХАССП.
Сертификат на производство дает ряд преимуществ — повышает конкурентоспособность выпускаемой продукции, гарантирует качество и укрепляет доверие покупателей. Также сертификация производственных процессов позволяет своевременно выявлять все риски и опасности, негативно влияющие на качество продуктов.
Сертифицировать производственные процессы предпочитают изготовители, которые планируют расширять свою деятельность, стремятся к развитию компании и созданию положительной репутации на российском рынке. Ответственный подход к производственным процессам, что подтвержден наличием сертификата, обеспечивает выпуск качественных продовольственных товаров, сокращение показателей брака на производстве и, как результат – способствует росту потребительского спроса и прибыльности предприятия.