Содержание
Косметическая продукция перед выпуском на потребительский рынок проходит обязательные испытания, поскольку она контактирует с кожным покровом и может быть вредной для здоровья. Процессы производства и обращения данной продукции регулирует тех. регламент ТР ТС 009/2011. После проверки соответствия его требованиям изготовители / импортеры получают разрешительные документы (при наличии положительного протокола испытаний).
Форма подтверждения безопасности определяется областью применения и свойствами косметики. Эксперты центра сертификации «Оптиматест» помогут в оформлении любых документов. Поэтому предприниматели обращаются за содействием не только для прохождения испытаний косметики, но и для проведения всех сертификационных процедур по ТР ТС 009/2011 «под ключ».
Особенности оценки соответствия косметики
Согласно требованиям ТР ТС 009/2011, для подтверждения соответствия косметической продукции предназначены два документа:
- Декларация. Предприниматель организует лабораторные исследования, производственный анализ (для продуктов серийного производства), а затем принятие декларации.
- СГР – свидетельство, которое оформляют по результатам прохождения государственной регистрации продукта. Документ выдает Роспотребнадзор на товары, которые входят в Приложение 12 ТР ТС 009/2011. Гос. регистрация предназначена для подтверждения санитарно-эпидемиологической безопасности, гигиенической чистоты, отсутствия вредных и токсичных элементов.
Основанием для оформления разрешительных документов является положительный протокол испытаний косметики.
Важно! Испытания косметики проводятся отдельно для каждого состава как в рамках регистрации декларации, так и при оформлении СГР.
После проведения обязательных процедур можно оформить добровольно сертификат, который подтвердит соответствие стандарту ГОСТ (ТУ) и качественные характеристики продукта.
Без разрешительной документации продавать косметику на территории стран-участниц ЕАЭС запрещено законодательством. Согласно КоАП РФ, нарушитель данных требований несет административную ответственность в виде оплаты штрафа, а по решению суда возможна конфискация товара и приостановка деятельности.
ТР ТС 009/2011 устанавливает требования к маркировке. Упаковка / этикетка товара должны включать в себя:
- информацию о месте нахождения и наименование производителя и уполномоченной им организации на территории ЕАЭС;
- сырьевой состав;
- сроки годности / условия хранения;
- особенности использования по назначению;
- штрих-коды;
- знак ЕАС и знаки качества СДС (систем добровольной сертификации);
- дополнительную информацию (при необходимости);
- и пр. (полные требования к маркировке можно найти в техническом регламенте и отраслевых ГОСТ).
За отсутствие разрешительной документации и обязательной маркировки предприниматели привлекаются к ответственности по КоАП РФ.
Методики тестирований
Существует два основных метода клинических испытаний косметики:
- in vivo – предусматривает тестирование различных свойств и показателей безопасности продукции на живых организмах (испытания косметики на животных разрешены положениями ТР ТС 009/2011 в России и других странах ЕАЭС);
- in vitro — альтернативный способ проведения клинических тестирований, который предусматривает тестирование косметики на образцах и микроорганизмах, выведенных искусственным путем.
В настоящее время полностью отказаться от проведения испытаний косметики на кроликах и других животных невозможно. Однако в ближайшей перспективе планируется переход на тестирования альтернативными способами.
Требования безопасности и проверяемые показатели
Для подтверждения безопасности потребуется провести анализ состава. Следует обратить внимание на список запрещенных к использованию в составе веществ – они указаны в Приложении № 1 ТР ТС 009/2011, а также разрешенных к использованию, но с ограничениями – Приложение № 2. Также в регламенте можно найти разрешенные красители, консерванты и фильтры от ультрафиолетовых лучей.
Для подтверждения норм безопасности парфюмерии и косметики потребуется провести лабораторные исследования по следующим показателям:
- физико-химическим – к ним относятся уровень рН, содержание фторида (для фторсодержащих средств гигиены полости рта);
- микробиологические показатели – мезофильные аэробные микроорганизмы, Candida albicans, Escherichia coli (кишечная палочка), золотистый стафилококк, Pseudomonas aeruginosa (синегнойная палочка) и др.;
- отсутствие токсичных элементов, которые могут причинить вред здоровью человека;
- токсикологические показатели (не допускается оказание на кожу или слизистые раздражающего и общетоксического воздействия);
- клинические показатели.
Если производитель заявляет какие-либо особые характеристики, гарантирующие потребителю решение определенных косметических проблем, их необходимо подтвердить путем проведения дополнительных испытаний, которые предназначены для доказательства эффективности в отношении данной проблемы. К таким характеристикам относятся:
- гипоаллергенное действие;
- антимикробная и фунгицидная активность;
- очищающее действие;
- отбеливающее действие (пигментометрия по уровню меланина);
- репеллентное действие;
- устойчивость к нагреванию и замораживанию;
- определение SPF фактора;
- трансэпидермальная потеря воды (барьерная функция кожного покрова, глубокое увлажнение кожи);
- себометрия (салоотделение);
- кератолическое или отшелушивающее действие;
- дезодорирующий эффект;
- антиотечное и противовоспалительное действие;
- ранозаживляющее действие;
- общая угревая нагрузка;
- противоперхотное воздействие и др.
Добровольная сертификация косметических средств
После того, как заявитель зарегистрировал декларацию или получил СГР, он может добровольно пройти сертификацию с целью подтверждения товара критериям качества, выбранным заявителем. Процедура предусматривает проведение тестирования косметики в лаборатории, в процессе которого применяются положения ГОСТа либо составленных изготовителем тех. условий (ТУ).
Наличие сертификата предоставляет много преимуществ при реализации следующих бизнес-процессов:
- участие в конкурсных процедурах закупки;
- размещение товаров на реализацию на маркетплейсах;
- торговля в оптовых и розничных точках.
Чтобы повысить конкурентоспособность, можно дополнительно оформить:
- Сертификат ISO – подтверждает наличие в организации действующей системы менеджмента, которая внедрена согласно принципам стандарта ISO. Чаще всего российские предприятия сертифицируют СМК по стандарту ISO 9001, чтобы обеспечить контроль качества на всех стадиях производственного цикла.
- Экосертификаты (ECO / BIO / Organic) – позволяют продемонстрировать покупателям экологическую чистоту, натуральность состава, отсутствие в составе парфюмерно-косметических средств вредных ингредиентов.
- Сертификат «Гипоаллергенно» – свидетельствует о гипоаллергенности продукта. Проведение испытаний с целью проверки гипоаллергенных условий гарантирует отсутствие аллергической реакции в процессе применения продукта по назначению.
Эксперты центра «Оптиматест» готовы организовать как базовые исследования косметики, которые требуются в рамках оценки соответствия для законного выхода на рынок, так и провести исследования на особые потребительские свойства косметического продукта. Это позволит заявлять об эффективности средства в решении каких-либо косметических проблем потребителей.
Остались вопросы? Обращайтесь по телефону или онлайн – консультации бесплатные!