Содержание
Автосервис занимается техническим обслуживанием автотранспорта. Перечень услуг, которые может получить клиент, практически не ограничен – от общего ремонта автомобиля до работ на отдельных узлах и агрегатах, окраске, мойке. Владелец СТО обязан обеспечить надлежащий уровень качества обслуживания. Подтвердить соответствие нормам законодательства и стандартов можно в ходе сертификации.
Обязательная или добровольная сертификация автосервиса?
Отечественным законодательством не предусмотрена обязательная сертификация услуг. Такие требования действуют только для продукции. Если владелец СТО приобретает инструменты, оборудование, автомобильную химию и запчасти, он должен убедиться в наличии деклараций, сертификатов, паспортов безопасности хим. веществ, иных разрешительных документов.
Сертификат соответствия на услуги автосервиса можно получить добровольно. Такое решение может быть вызвано следующими причинами:
- намерение подтвердить, что все виды деятельности СТО соответствуют национальным стандартам по качеству и безопасности;
- желание повысить конкурентоспособность сервиса и деловую репутацию компании;
- расширение бизнеса, открытие новых филиалов в других районах, городах или регионах;
- желание оптимизировать процессы обслуживания, сократить издержки и невынужденные потери.
Пройти оценку соответствия можно на все виды сервиса, оказываемые СТО. В сертификате, выданном после завершения процедуры, будут перечислены сертифицированные услуги. Документ можно показывать клиентам, использовать в рекламных и маркетинговых целях, прикладывать к заявкам на участие в тендерах, при вступлении в СРО.
Законодательство и стандарты
При обслуживании клиентов автосервис должен соблюдать нормы Закона № 2300-1 о правах потребителя. Однако в этом нормативном акте есть только общие требования к качеству и безопасности сервиса. При сертификации услуг автосервиса могут применяться:
- стандарты ГОСТ 25478-91, 20334-81, 21624-81;
- ДС АТ (Положение о добровольной сертификации автотранспорта);
- Постановление № 290 (содержит предписания к качеству технического обслуживания транспорта).
Для прохождения проверок нужно выбрать независимую систему сертификации, зарегистрированную в Росстандарте, предусматривающую оценку по перечисленным актам. Помощь в этом окажут сотрудники центра "Оптиматест".
Руководитель организации может заказать оценку по общим стандартам ГОСТ ИСО. По ним проверяется соответствие СМК предприятия. Оценка по ИСО обычно актуальна для крупных организаций или сети СТО. Особенности этой процедуры вы также можете узнать у наших специалистов.
Порядок сертификации автосервиса
До обращения с заявкой на сертификацию нужно убедиться, что качество обслуживания на СТО соответствует нормативным актам и стандартам. Организация может разработать дополнительные документы или скорректировать действующие локальные акты, модернизировать оборудование, внести изменения в текущие процессы. Персонал СТО должен соответствовать по квалификации и навыкам, поэтому можно организовать переобучение, дополнительные курсы. Также можно заказать внутренний аудит, что подтвердить готовность к сертификационной процедуре.
Заявка в центр должна содержать перечень сертифицируемых услуг и работ, описание видов деятельности СТО. На основании переданных документов специалисты проведут предварительный аудит (оценку готовности). Если аудит пройдет успешно, эксперты приступят к оценке соответствия с выездом на место.
Основной этап
Для проведения сертификационного аудита создается комиссия, утверждается программа проверок. Эксперты проведут следующие мероприятия:
- проверят локальные акты, связанные с правилами обслуживания клиентов и ремонта транспорта;
- изучат документы на недвижимость, где происходит ремонт и техобслуживания автомобилей;
- проверят наличие разрешительных документов на запчасти и расходники, материалы и инструменты, профессиональное оборудование;
- оценят уровень профессиональной подготовки, квалификации, знаний и навыков персонала;
- проанализируют процессы обслуживания клиентов, алгоритм действия персонала;
- оценят качество выездного обслуживания (если СТО оказывает их);
- проверят соблюдение норм гигиенической, санитарной, пожарной, экологической и иной безопасности.
По внутренней деятельности проверяется соблюдение норм безопасности труда, алгоритмы взаимодействия с контрагентами и поставщиками. У сервиса должна быть своя материально-техническая база, позволяющего заниматься техобслуживанием и ремонтом транспорта. Так как организация работает с потребителями, специалисты проверят систему мер реагирования на жалобы, обращения и претензии клиентов. При наличии ранее вынесенных предписаний от гос. органов, будет проверено устранение нарушений и недостатков. Точный перечень мероприятий зависит от видов деятельности заявителя, будет определен в программе аудита.
По итогам мероприятий оформляется комиссионный акт. По нему принимается решение о соответствии, о выдаче сертификата. Срок действия документа составляет до 3-х лет. В период действия на автосервисе будет проводиться инспекционный контроль. В ходе контроля проверяется, не ухудшила ли компания качество сервиса, соответствуют ли услуги нормам законодательства и стандартов. При обнаружении грубых недостатков или нарушений действие сертификата могут аннулировать или приостановить.
Если вам нужно пройти сертификацию автосервиса, обращайтесь в центр "Оптиматест". Наши специалисты помогут с подготовкой документации, разъяснят требования стандартов и нормативных актов, окажут другие услуги.
По всем возникшим вопросам проконсультируем бесплатно!