Регистрация товарного знака

icon
Закон:

ГК РФ Статья 1497

icon
Территория и срок действия:

Россия, 10 лет

icon
Стоимость и срок оформления:

от 60 000 руб., от 6 мес.

icon
Преимущества оформления у нас:

Работаем «под ключ», эффективно отстаиваем интересы клиентов даже при отрицательном решении Роспатента по заявке.

logo

Производственные предприятия проводят сертификацию, государственную регистрацию или регистрируют декларацию на продукцию перед выпуском в обращение. Это обязательное требование законодательства для определённых видов товара, исполнение которого дает право вести законную деятельность на рынках РФ и ЕАЭС.

Кроме оформления разрешительных документов, каждая компания, занимающаяся производством и продажей товаров, вправе зарегистрировать товарный знак (далее – ТЗ).

Зачем нужна регистрация товарного знака?

Владелец зарегистрированного ТЗ обладает исключительным имущественным правом на него, которое охраняется законодательством. ТЗ представляет собой обозначение, обеспечивающее уникальность/отличие товара от аналогичных изделий конкурентов. Госрегистрация ТЗ проводится добровольно и дает правообладателю ряд преимуществ:

  • делает узнаваемой продукцию компании, позволяет ее индивидуализировать;
  • формирует положительный имидж компании и выпускаемой продукции, укрепляет доверие потребителя;
  • указывает на происхождение и качество товаров, позволяет определить производителя без предварительного изучения информации о продукте;
  • эффективно защищает продукт от действий недобросовестных конкурентов;
  • выполняет рекламные функции, является средством продвижения продукта на рынке и т.д.

Право владельца на ТЗ охраняется ГК РФ (ч.4). Нарушением прав является использование ТЗ или сходного с ним обозначения без разрешения правообладателя в обороте на территории РФ (на упаковке, в документации, при выполнении работ /услуг, в коммерческих предложениях, в доменных именах и т.д.).

Использование ТЗ без согласия владельца является противозаконным действием, которое влечет за собой административную ответственность.

Чтобы зарегистрировать логотип, бренд, торговую марку, необходимо учесть все нюансы, провести экспертизу уникальности обозначения, пройти обязательные процедуры и получить подтверждающий документ – свидетельство, предоставляющее право использования ТЗ.

Виды товарных знаков

Согласно положениям ГК РФ, ТЗ разрабатывается:

  • в изобразительном виде (логотип, комбинация цветов, фигур, линий, предметов, объектов природы и т.д.) – изображение, способное индивидуализировать товары / услуги;
  • словесном – комбинация слов или одного слова, что обозначает наименование производителя или выпускаемого товара и выполняется стандартным или оригинальным шрифтом — это могут быть существующие словосочетания или искусственно образованные (фантазийные) слова, лозунг или слоган фирмы;
  • объемном – трехмерные объекты, фигуры, линии или их комбинации, представляющие собой форму продукта или его составляющей, упаковки, а также форму, не связанную с выпускаемым продуктом;
  • комбинированном – сочетает словесное, объемное обозначение и изображение.

К менее распространенным ТЗ относятся:

  • звуковые (короткие мелодии, музыкальные, рекламные музыкальные заставки) – регистрируются в виде записи нот или фонограммы, сохраненной на цифровом носителе;
  • позиционные – состоят из элементов, расположенных на всех товарах, выпускаемых компанией, в одинаковых размерах и пропорциях;
  • цветовые – состоят только из цвета или комбинации цветов (в качестве торговой марки охраняется сам цвет).

Требования законодательства к регистрации ТЗ

Регистрация товарного знака возможна только после экспертизы, подтверждающей отсутствие противоречий нормам законодательства. Правила проведения процедуры установлены в ГК РФ.

  1. Разрабатывая ТЗ, запрещено использовать гос. символики или иные общепринятые символы.
  2. В ТЗ не должно быть описания продукции. Любые действия, которые могут ввести в заблуждение потребителя, полностью исключены.
  3. Без получения согласия правообладателя использование изображений, цитирование научных трудов или литературных произведений запрещено.
  4. Обозначение торговой марки должно быть уникальным, что подтверждается во время прохождения экспертизы.

Какие документы должен подготовить заявитель?

Госрегистрация ТЗ начинается с подготовки заявления в Роспатент и комплекта документации, которая включает:

  • регистрационные свидетельства фирмы ИНН, ОГРН;
  • квитанции, подтверждающие уплату пошлины;
  • образец и подробное описание ТЗ (текст, логотип, наименование компании, графическое изображение и т.д.);
  • список продукции, на которую регистрируется ТЗ, сгруппированную по классам МКТУ (международный классификатор товаров и услуг).

Определение классов МКТУ

Перед прохождением процедуры заявитель должен определить классы МКТУ на продукты, в отношении которых осуществляется регистрация ТЗ.

Международный систематизированный перечень продукции и услуг по степени схожести распределятся на 45 классов (для продукции – 34, для услуг – 11).

Выбрать необходимый класс необходимо до проведения регистрационных процедур, поскольку после того, как заявление будет зарегистрировано, внесение правок уже не допускается. В этом случае заявителю придется подавать заявление повторно и заново платить гос. пошлину.

Специалисты центра «Оптиматест» при необходимости помогут в подборе классов.

Этапы прохождения регистрации ТЗ

Процесс госрегистрации товарного знака состоит из нескольких этапов:

  • Разработка обозначения компании/продукции, соответствующего сфере деятельности.
  • Присвоение класса МКТУ.
  • Уплата гос. пошлин за проведение формальной экспертизы и экспертизы ТЗ по существу.
  • Передача заявления и комплекта документации в уполномоченный орган (Роспатент). После подачи документов выдается официальное заключение о «приоритете» для компании-заявителя, с помощью которого преимущество в получении ТЗ закрепляется за компанией (даже если позже на подобный знак будет подана заявка от других компаний).
  • Формальная экспертиза (первичная) – заключается в проверке полноты представленных сведений, а также документации на предмет соответствия требованиям законодательства.
  • Экспертиза заявления на ТЗ по существу (основная и заключительная часть всей процедуры регистрации) – заключается в проверке обозначения с целью исключения совпадений ТЗ с уже зарегистрированными обозначениями, подтверждения уникальности, оригинальности.
  • В случае положительной экспертной оценки – уплата гос. пошлины за получение свидетельства, подтверждающего, что зарегистрированный бренд защищен на уровне законодательства и может использоваться правообладателем в ходе деятельности. Информация вносится в реестр Роспатента.

Срок действия госрегистрации ТЗ составляет десять лет с возможностью пролонгации. Производитель продукции имеет право продлить права интеллектуальной собственности еще на такой же срок неограниченное количество раз, но за каждую пролонгацию необходимо оплатить пошлину.

Почему лучше обратиться за помощью к специалистам?

Чтобы зарегистрировать торговую марку, необходимо учесть много нюансов. Самостоятельная подготовка и сбор необходимых документов, подготовка убедительных доказательных материалов без наличия должного опыта –сложный, длительный и трудоемкий процесс.

На любом этапе его прохождения заявитель может столкнуться с различными препятствиями. Часто уполномоченный орган отказывает в госрегистрации по причине неполноты представленной информации или несоответствия логотипа / обозначения / слогана/ изображения требованиям, установленным законодательством.

Чтобы сократить сроки прохождения процедуры и сэкономить время, избежать возможных рисков и неоправданных затрат времени и средств, советуем делегировать полномочия экспертам центра сертификации «Оптиматест» в СПб.

Сотрудничество с нашими специалистами - этот:

  • бесплатная консультационная поддержка на всех этапах процедуры;
  • помощь в разработке / доработке логотипа, слогана и т.д.;
  • проверка оригинальности и уникальности ТЗ в базах данных;
  • помощь в сборе документов, требуемых для принятия положительного решения, передача регистрационного досье в Роспатент.

Таким образом, специалисты центра «Оптиматест» выполняют работу “под ключ”, начиная с формирования пакета документов и заканчивая получением свидетельства на использование ТЗ. Помощь наших экспертов поможет избежать отказа в госрегистрации: в случае отрицательного решения по заявке мы максимально отстаиваем ТЗ перед Роспатентом, благодаря чему ведомство не раз меняло свое отрицательное решение на положительное.

Если остались вопросы, обращайтесь по телефону или заполните заявку онлайн! Консультации бесплатные!

Часто задаваемые вопросы
Зачем нужна регистрация товарного знака?

Регистрация ТЗ проводится в добровольном порядке, однако прохождение процедуры дает определенные выгоды:

  • предоставляет исключительные права и гарантирует, что зарегистрированным ТЗ может пользоваться только правообладатель;
  • обеспечивает защиту от недобросовестной конкуренции;
  • дает право использовать товарный знак в рекламных целях.

Зарегистрированный логотип обеспечивает узнаваемость бренда, позволяет отличить продукцию компании от аналогичных товаров предприятий-конкурентов.

Сколько стоит регистрация товарного знака?

Стоимость процедуры определяется индивидуально, поскольку зависит от следующих факторов:

  • затрат на подготовку комплекта необходимой документации;
  • размеров гос. пошлин, которые должен уплатить заявитель за регистрацию ТЗ.

На размер гос. пошлины влияет количество классов МКТУ, выбранных для прохождения процедуры (чем больше классов МКТУ, тем выше будет размер пошлины за проведение экспертизы).

Выберите:
  • Документ
  • Продукцию
overlay